В жизни каждого человека особую роль занимает искусство. Искусство — это душа человечества. Оно воспитывает, доставляет удовольствие, формирует эстетический вкус, помогает восстановить силы. Проводниками в мир искусства можно смело назвать художников. Они не только дают картину настоящего, но и выражают свои чувства относительно нашего несовершенного мира. Тяжело ли это? Еще бы. Художник всегда создает произведение через призму своего восприятия. Из-за этого нам и становится интересна личность художника. Его жизнь, характер, даже привычки. Иногда сами картины художника вызывают дикий интерес к персоне творца, бывает и наоборот, личность художника заставляет нас проявить любопытство к его картинам. Правда, людей всегда привлекала гармония, даже в отношении творца и его детища. Человек с незаурядным творчеством и необычной жизнью наиболее занимателен. Таким художником-легендой в Петербурге стал Сергей Амирт. В судьбе Амирта присутствуют резкие повороты, взлеты и падения. Окунемся же в жизнь этого чудесного художника. С самого детства можно увидеть, как талант начал проявляться в юном гении. Не особо обласканный родительским вниманием, Сергей любил лепить разные фигурки из пластилина и глины. Первым его интересом стали книги о Троянской войне, Древнем Риме и о динозаврах. Но в сердце на долгое время запала тема кораблей. Сергей лепил их прототипы из всех временных эпох, модели самых различных видов и назначений. В своих фантазиях, с помощью фигурок, мальчик устраивал настоящие морские баталии.Многих удивляло как же его лепные корабли держатся на воде и тонут будто настоящие!? Также его глубоко впечатлили великие эпохи Античности и Древней Руси, как только он начал изучать их в шестом классе. Неоспоримый вклад в развитие мальчика так же вносила бабушка Рая, она дарила ему прекрасные книги о палеонтологии и истории. Сергей иногда вспоминает случай из отрочества, определивший его судьбу. В далеком 1991м году учительница попросила Сергея нарисовать, кем он хочет стать в будущем. Он нарисовал студию-музей, в которой сам рассказывает про древние чудеса, и гордо подписал рисунок «Сережа-исследователь». Как ни странно, но мечты ребенка воплотились въявь сейчас. После окончания школы Сергей брал уроки рисования и живописи в Мухинской Академии искусств, в одном из самых престижных ВУЗов Санкт-Петербурга. Посещал он занятия с целью поступления в академическое училище имени Н.К. Рериха. Именно в этот период он начал посещать различные петербургские музеи, изучать искусство завораживающей его Античности. Сергей Амирт увлекался скульптурой. Его творения можно было увидеть в 2003м году в Москве, где они заняли очень почетные призовые места, а затем в Смольном соборе в Петербурге-там несколько скульптур нашего героя стали победительницами международного конкурса к 300-летию Петербурга. После тяжелейшей изнурительной, но плодотворной учебы в академическом училище Сергей легко поступил в СПбГУКИ, где изучал культурологию и археологию у видных деятелей культуры. В университет его завела чистая случайность: он неожиданно для всех покинул экзамены по живописи в Мухе, оставив на мольберте законченный натюрморт, и отправился гулять по набережной Петербурга, где незнакомые тогда девушки пригласили его учиться с ними. Так он там и остался. Только, изучая культурологию, он не забросил свое увлечение искусством, наоборот, продолжил занятия по рисованию. Так же он начал заниматься аэрографией, немного кондитерским делом (изготавливал декоративные фигурки на торты из мастики), иногда съемками в кино, чтобы обеспечить себя. В 2007м году Сергей снова обратился к рисованию и создал свой неповторимый стиль, превзойдя многих современных российских и зарубежных художников. К 2006 году сложилась отличительная живописная манера Амирта. С ее декоративной плоскостностью, острой лаконичностью композиции, музыкальностью силуэтно-линейных ритмов, насыщенностью колорита она сразу выделялась на фоне остальных мастеров. Осенью 2006го года Сергей познакомился с Натальей. Они вместе учились в СПбГУКИ, где и встретились на кафедре Культурологии. Наталья ради общения с Сергеем многому научилась у него: стала прекрасно рисовать, лепить корабельные украшения, разбираться в античной истории, кораблестроении и стала его главной музой на всю жизнь. Их отношения можно описать словами Ф.М.Достоевского: «Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Пять лет бурных отношений с массой приключений, поездок, кино и фотосъемок, творчества дали разбег еще на несколько лет встреч. Красота и ум Натальи восхищали и вдохновляли Амирта из раза в раз. Он любил ее кроткий и покладистый характер. Хоть девушка и не была особо разговорчива, но ее комментарии всегда были по существу, ее слова всегда попадали « в точку». Она всегда стремилась доводить все до конца, эту целеустремленность Сергей ценил особо. В ее работах присутствует некий перфекционизм, который только помогал совершенствоваться в любимом деле. Даже в разлуке стремится осуществить идеи Сергея. Наталья была его любимой моделью. Приходя позировать к мастеру, она надевала лучшие одеяния, укладывала свои кудрявые волосы. Девушка всегда наряжалась как на праздник. Она всегда стремилась к красоте, как внутренней, так и внешней. Прекрасная, женственная-так можно сказать о Нэтали, как иногда называл ее Сергей. Сияющий блеск, бесконечное счастье в ее глубоких карих глазах вдохновляли мастера творить и творить! Пол мастерской часто был усеян лепестками роз, в углу стоял искусственный водоем с замком и древнегреческими храмами – под озеро Неми в Италии, где на воде легко держались древнеримские либурны и септеремы со свечами на палубах. Вдохновленный атмосферой, великолепной красотой своей натурщицы Сергей создал знаменитый портрет Натальи, где ему удалось проникнуть в самую глубину ее души… До сих пор, в длительных путешествиях с театром, археологами, деловых поездках, пленительный образ призрачно проявляется в стихокартинах и скульптурах Амирта. Именно это невидимое, но ощутимое творцом, присутствие образа идеальной помощницы, будто Галатеи, позволило с успехом выставить совместные с Натальей картины во многих городах и странах: в Москве, Петербурге, Испании, Нью-Йорке. С тех пор прошло много лет, другие прекрасные музы побывали в жизни в Амирта. Они не только чудесные модели, но помощницы и соратницы. Так, например, великолепная восточная красавица Яна послужила натурщицей для удивительных терракотовых скульптур, рисунков фломастером. Она помогала Сергею обустраивать его собственную мастерскую-музей в 2016-2018 годах. Веселая и находчивая Елизавета все свои силы ревностно отдавала на продвижение мастера, заполняя важные бумаги, позируя для создания книги. Ее энергетика придала Сергею силы двигаться вперед. Он пришел к деятельности арт-педагога, ведь появилось огромное количество желающих последовать по стопам даровитого художника. Так появилась Школа искусств, по совместительству, мастерская Сергея. Государство помогло ему создать чудесное пространство для творчества. Десять лет он вплотную занимался обучением юных гениев. Затем Амирт снова занялся съемками уже своих фильмов под режиссурой талантливого Егора Антонова. Благодаря силам и поддержке многих талантов появились телепередачи о Сергее,а также фильмы «100 шагов в Бесконечность», «Выбор Дориана» и другие. На живописном поприще Сергея тоже произошло Возрождение- с легкой руки талантливой, медновласой Елены и чарующей культуры Франции.Елена: художник-миниатюрист и администратор. В её прекрасных зеленых глазах Сергей увидел вдохновение и отражался в них в трудные минуты . Елена помогла выйти Амирту из затяжного кризиса, дала новую жизнь для его неповторимых стихокартин. Сергей отдал все свое время изобразительному творчеству, истории родной страны да Античности,теперь уже не отвлекаясь на другие серьезные направления. Близкие друзья Владимир Комиссаров, Николай Егоров, Андрей Беленков, Борис Холмов, фотограф А. Козлов, режиссер Егор Антонов, В.А.Попков, В.Б. Фадеев и другие личности также способствовали росту творчества Сергея. Вернемся же к истокам. Первая персональная выставка Сергея проходила в галерее-клубе «Черный квадрат». Место было не самое лучшее и скандальное. Там иногда устраивались дикие вечеринки. По ироничному стечению обстоятельств, галерея располагалась напротив полицейского участка. Стражи закона, возмущенные отвязными вечеринками в клубе, предложили добровольно-принудительно закрыть экспозицию через неделю после открытия. Но эта неудача не заставила Сергея забросить свое любимое дело и дальше мы убедимся в этом. После университета Сергею приходилось буквально выживать, чтобы заниматься любимым делом. Много кто недопонимал его творчество. Пару лет пришлось жить в мансарде на Большеохтинском проспекте, 15. Это были года голода и холода, когда творец, выходя из своего «дома», падал в обморок от многодневной пустоты в желудке и работы сутками над своими художественными работами… Руки приходилось разогревать над свечой и пар шел изо рта во время рисования заказов. Однако, было не все так печально, как может показаться. Часто там было весело: приходили танцевать красавицы, приносили угощения и приходилось много знакомиться для поиска единомышленников. Был случай, когда Сергей все переосознал, что нельзя жизнь тратить на одни житейские заботы. Перед ним с крыши рухнула ледяная глыба, между ними было буквально 3 шага от смерти. И судьба оказалась благодарна упорному творцу. Примерно с 2015 года пошел «взлет» в карьере Сергея: появилось много предложений работы, картины уходили в фонды. На данный момент некоторые их них хранятся в фонде Н.К. Рериха, в Нью-Йорке, частных коллекциях. Так как Сергей человек многогранный, многие его силы были отданы модельному делу, съемкам в кино, арт-педагогике и помощи соотечественникам-краеведам. Несколько лет он занимался музыкой, кино, фотографией, парными, молодежными и классическими танцами, чему посвящена серия волгоградских набросков и парковых скульптур. Работал художником в иностранных кинопроектах (фильм «Бункер» 2004 года). Этот опыт объединил страсть Сергея к изобразительному искусству и кинематографу, он создал серию рисунков, посвященных Второй Мировой войне. После этого он вплотную стал уделять свое время съемкам. Сниматься удосужилось с Пореченковым, Хабенским, Бероевым, многими известными американскими и немецкими актерами в примерно 40 проектах. Лучшие творцы до сих пор помогают в создании уникальных фентезийных макетов, моделей кораблей. Археология – особая страсть Сергея. Он занимается исследованием затонувших судов на дне Финского залива и Черного моря вместе с подводными археологами. Этой теме он посвящает некоторые свои картины. Например, существует несколько полотен с видами погибших в пучине судов Выборгского сражения 1790го года. Примерно каждое лето Амирт участвует в раскопках античных построек, обычно в Крымских экспедициях, общается с множеством известных археологов и палеонтологов. К тому же, на искусство Сергея обращают внимание сильные мира сего, заказывая его работы, предлагая крупные сделки. Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, заслуженный деятель культуры В.А.Попков, писатель Сергей Сковпнев, известный актер Владимир Кошевой, певицы Лариса Луста и Елена Ваенга, выдающийся археолог Античности Вадим Зуев, знаток поэзии, лауреат Всесоюзных фестивалей Николай Румянцев и многие другие видные, заслуженные деятели культуры, особенно отметили пастелевые стихокартины Сергея. Некоторые из них считают, что пора обратить особое внимание на творчество мастера.В том числе на его поэтическое наследие в живописи. Люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, могут с удовольствием созерцать тихое сияние пастели и её магическую прелесть в работах Сергея. Смотря на произведения Амирта, нельзя не отметить их красоту, экспрессивность, душевность и индивидуальность. Сергей узнаваем как создатель оригинального жанра по манере исполнения и цветовой гамме – стихокартин. Они соответствуют его концепции синтеза искусств – живописи и поэзии, где слово дополняет образ в цвете, усиливая многократно его психоэмоциональное воздействие на зрителя. Здесь можно найти и отсылки к древнегреческим, египетским фрескам и строгость линий модернистов 20-го века. Удивительно, но все это органично переплетается в творчестве Сергея. В своих картинах-портретах художник создает совершенно особый мир интимно-индивидуальных образов, но все же схожих общей меланхолической углубленностью. Их своеобразный психологизм, просветленная поэтичность сочетаются с постоянным трагическим ощущением незащищенности человека в мире. Подробное изучение творчества Сергея Есенина и Артюра Рембо вдохновило идти дальше, не забыться в прошлом. Сергей считает, что не скатиться в болото быта и мелочных проблем – удел немногих, кто мог воспарить над материальными проблемами. Сам художник никогда не отрицал каких-то слухов на его счет. Количество идей и произведений Сергея Амирта можно справедливо сравнить с неиссякаемым фонтаном. Раз от раза он всегда приятно удивляет чем-то новым и неожиданным. А главное, его волшебный мир будет жить вечно: в его картинах, макетах, стихах, в работах его учеников. Возможно, наши потомки будут изучать искусство мастера в школах…
Автор: София Инюшкина (журналист, писатель, биограф)